350012, г. Краснодар,
ул. Лукьяненко, 111
,
Контакты
версия для печати

Профилактика нарушений обязательных требований

10 February 2020

Анализ, оценка и прогнозирование состояния подконтрольной сферы Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору за 4 квартал 2019 года

Анализ, оценка и прогнозирование состояния подконтрольной сферы Южного межрегионального управления

Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

за 4 квартал 2019 года

(подраздел 4.4 Стандарта комплексной профилактике нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от12 сентября 2017 года № 61 (11))

 

 

1. Государственный земельный надзор

 

Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного земельного надзора являются землепользователи, землевладельцы и арендаторы земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), по использованию земельных участков установлены статьями 7, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, все правообладатели указанных земельных участков: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления являются поднадзорными субъектами Южного межрегионального управления Россельхознадзора (далее – Управление).

В сфере государственного земельного надзора Управлением за 4 квартал 2019 года проведено 273 проверок соблюдения земельного законодательства, из них 61 плановая проверка и 212 внеплановых. Кроме этого проведено 116 плановых (рейдовых) осмотров, обследований, 44 административных обследования объектов земельных отношений, принято участие в качестве специалиста в 39 проверках, организованных органами прокуратуры и иными контролирующими органами. Общая проинспектированная площадь составила 24 231,0 га. За данный период проведено 119 проверок по исполнению ранее выданных предписаний, 64 предписания исполнено.

В результате проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 132 правонарушения.

С целью устранения выявленных нарушений выдано 153 предписания об устранении правонарушений. Вынесено 184 постановления по делам об административных правонарушениях на общую сумму 5 197 800 рублей. Сумма  взысканных  штрафов,  с  учетом  прошлых  периодов,  составила       3 145 500 рублей.

За отчетный период специалистами Управления выявлено 15 несанкционированных свалок на площади 31 га. Кроме этого выявлено 4 несанкционированных карьера на площади 31 га.

В анализируемом периоде наибольшее количество нарушений обязательных требований связано с бездействием правообладателей земельных участков, выражающимся в несоблюдении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Данное нарушение связано в основном с не проведением мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также неиспользование земельных участков по назначению.

За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель., частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Анализ причин совершенных правонарушений говорит о не знании подконтрольными субъектами обязательных требований и недостаточной ответственности подконтрольных субъектов, непонимании ими возможных негативных последствий своих действий.

Помимо нарушений земельного законодательства, выявленных при проведении плановых и внеплановых проверок было зафиксировано 140 случаев административных правонарушений, в основном выразившихся в невыполнении предписаний об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ.

К сожалению, землепользователи ещё недостаточно ответственно относятся к использованию земельных участков, считая необязательным использовать его для сельскохозяйственного использования по целевому назначению, не допускать деградацию почвы.

Мер общего информационного характера в данных случаях недостаточно, поэтому при проведении контрольно-надзорных мероприятий проводится индивидуальная профилактическая работа, направленная на выявление и устранение причин нарушений обязательных требований.

В целом же, как показали проверки, уровень правовой осведомленности поднадзорной среды по соблюдению обязательных требованиях в сфере государственного земельного надзора удовлетворительный.

2. Государственный надзор за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна

Хозяйствующими субъектами, составляющими подконтрольную сферу, являются:

- производители (поставщики) круп, государственные заказчики крупяной продукции (общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, больницы, учреждения социального обслуживания населения, исправительные учреждения и т.п.);

- участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие экспортно-импортные операции с зерном и продуктами его переработки;

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие хранение зерна;

- хозяйствующие субъекты, выращивающие зерно.

Организация и проведение проверок в отношении юридических лиц осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, основу которого составляют положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В 4 квартале 2019 года сохранилась динамика к снижению количества плановых проверок в связи с особенностями организации и проведения в 2019 - 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства (продление «надзорных каникул» для малого бизнеса).

В 4 квартале 2019 г. в целом по Управлению проведено 14 плановых и 6 внеплановых проверок.  Из всего количества плановых проверок 70% проводились с привлечением экспертов Новороссийского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна».

Результаты проведенных проверок показали, что 69% юридических лиц, в отношении которых проводились проверки, осуществляют свою деятельность с нарушениями действующего законодательства в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Всего в отчетный период было выявлено 13 нарушений обязательных требований.

При этом наибольший процент нарушений обязательных требований был отмечен в хозяйствах - производителях зерна – 43,8 % и осуществляющих деятельность в сфере закупок круп для государственных нужд – 18 %.

В отчетном периоде составлено 28 протоколов об АПН, в том числе по ст. 7.18 – 10 протоколов, по ст. 14.43 – 9 протоколов, по ст. 14.44 – 8 протоколов и по ст. 20.25 – 1 протокол.

Вынесены постановления о наложении административных штрафов на юридических и должностных лиц на сумму 203,0 тыс. руб.

Выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений, все были исполнены в ходе проведения проверок. Данный факт свидетельствует о стремлении определённого круга поднадзорных субъектов к соблюдению обязательных требований и скорейшему устранению, выявленных нарушений.

Наиболее типичными из установленных нарушений при надзоре за соблюдением требований по закупке круп для государственных нужд являлись:

- закупка госучреждениями круп, не соответствующих нормативным документам по качеству;

- отсутствие контроля за качеством и безопасностью круп при хранении.

При надзоре за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»:

- недостоверное декларирование зерна.

Анализ причин совершенных правонарушений, прежде всего, говорит о недостаточной ответственности руководителей предприятий и учреждений перед потребителями зерновой продукции, непонимании ими возможных негативных последствий своих противоправных действий.

Особую озабоченность вызывают по-прежнему имеющиеся случаи закупок для государственных нужд некачественной крупы.  Со стороны руководителей и ответственных должностных лиц государственных бюджетных учреждений отмечены неоднократные факты пренебрежительного отношения к качеству закупаемой продукции, зачастую контроль качества крупы осуществлялся формально. Поэтому в отчетном периоде можно констатировать, что несмотря на неоднократное информирование подконтрольных субъектов, количество выявленных нарушений в госучреждениях снизилось незначительно.

В отчетном периоде было зафиксировано 3 случаев недостоверного декларирования зерна, выразившийся в недостоверном проведении испытаний зерна в соответствии с требованиями приложений 2, 3 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» по показателям безопасности: «загрязненность вредителями хлебных запасов (насекомые, клещи) суммарная плотность загрязненности», вредной примеси («семена клещевины») и не проведены испытания на содержание в зерне генномодифицированных организмов.

К сожалению, производители зерна пока ещё недостаточно ответственно относятся к его декларированию, так, например, в рассматриваемых случаях, декларанты не посчитали  своей обязанностью перед принятием декларации внимательно изучить техническую документацию, в частности протоколы лабораторных испытаний. Что говорит о низком уровне знаний подконтрольных субъектов о порядке декларирования. Поэтому одной из мер реагирования в отчетном периоде стало прекращение действия недостоверных деклараций о соответствии.

При этом мер административного характера в данном случае оказалось недостаточно, поэтому с виновниками недостоверного декларирования была организована индивидуальная профилактическая работа, направленная на выявление, устранение и разъяснение данного нарушения.

 В целом же, как показали проверки, уровень правовой осведомленности поднадзорной среды об обязательных требованиях в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки удовлетворительный. Вместе с тем поднадзорные субъекты неоднократно высказывались о необходимости разъяснения указанных требований в более доступной форме. Поэтому наибольшую эффективность в отчетном периоде имело такое профилактическое мероприятие, как разъяснительная работа госинспекторов в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий.

3. Карантинный фитосанитарный контроль на Государственной границе Российской Федерации

При проведении карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за 4 квартал 2019 года досмотрено 668,365 тыс. тонн и 756,301 тыс. штук импортной подкарантинной продукции, 777,805 тыс мест багажа и ручной клади, 295,905 тыс. единиц транспортных средств.

В целях предотвращения проникновения и распространения на территории Российской Федерации карантинных организмов, которые в состоянии нанести существенный урон сельскохозяйственному производству, грузоотправителям было возвращено 12 280,46 тонн подкарантинной продукции, зараженной живыми карантинными объектами в 509 случаях, обеззаражено 6 840,41 тонн в 298 случаях, уничтожено 0,0048 тонн в 3 случаях, транзит запрещен – 25,2 тонн в 2 случаях.

За отчетный период сертифицировано 8603,994 тыс. тонн, 519,488 тыс. штук подкарантинной продукции и 165,130 тыс. м. куб. лесопродукции, предназначенной для отправки на экспорт.

За выявленные правонарушения по ст. 10.2 КоАП РФ «Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)», установлено 15 правонарушений, составлено 28 протоколов по ст. 10.2 КоАП РФ.

Анализ проведённых мероприятий показывает, что всего по вышеуказанной статье КоАП РФ вынесено 24 постановления о наложении штрафа на общую сумму 68,3 тыс. рублей, из них в отношении должностных лиц – 11, юридических лиц – 11, физических лиц – 2.

Отделом государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации был проведен анализ результатов контрольных мероприятий в подконтрольной сфере деятельности, который позволил установить типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении деятельности. Так наиболее частыми видами нарушений являются:

- отсутствие фитосанитарных сертификатов;

- нарушение в оформлении фитосанитарных сертификатов;

- отсутствие извещения о прибытии продукции.

В 4 квартале 2019 года все заинтересованные лица оповещались об основных требованиях нормативно-правовых документов в области карантина растений, а также об основных нарушениях, выявляемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Особое внимание уделялось профилактической работе с участниками внешней экономической деятельности по разъяснению действующего законодательства и о мерах ответственности за его несоблюдение.

Результаты проведённых надзорных и  профилактических мероприятий характеризуются положительной динамикой в решении основных задач – обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности на территории Российской Федерации.

4. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)

За 4 квартал 2019 года проведено 384 контрольно-надзорных мероприятий хозяйствующих объектов различных форм собственности, а также проведено 293 плановых рейдовых осмотра (обследования).

В ходе проведения проверок выявлено 485 нарушений, составлено 483 протокола об административных правонарушениях.

В подконтрольной сфере деятельности был проведен анализ результатов контрольных мероприятий, который позволил установить типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении деятельности. К таким нарушениям  относятся:

-  нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками.

Причинами, способствующими совершению подобных административных правонарушений в области карантинного фитосанитарного контроля является игнорирование хозяйствующими субъектами требований нормативно-правовых актов в области карантинного фитосанитарного контроля, а также недостаточная осведомленность хозяйствующих субъектов о содержании и значении основных нормативных документов в области карантинного фитосанитарного контроля.

5. Государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений

Хозяйствующими субъектами, составляющими подконтрольную сферу являются: физические лица, индивидуальные предприниматели (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российские юридические лица, которые осуществляют производство, заготовку, обработку, хранение, реализацию, транспортировку и использование семян сельскохозяйственных растений.

Организация и проведение проверок в отношении юридических лиц осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, основу которого составляют положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В 4 квартале 2019 года сохранилась динамика к снижению количества плановых проверок в связи с особенностями организации и проведения в 2019 - 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства (продление «надзорных каникул» для малого бизнеса).

За 4 квартал 2019 год проведено 254 контрольно-надзорных мероприятия, из которых 10 плановых проверок  и 244 внеплановые проверки, в отношении юридических и физических лиц.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий было выявлено 165 нарушений требований законодательства РФ в области семеноводства.

По итогам проведенной работы в 4 квартале 2019 года по направлению семенного контроля отмечено, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:

- высев хозяйствами различных форм собственности семенного и посадочного материала при отсутствии документов, удостоверяющих их сортовые и посевные (посадочные) качества;

- нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений;

- реализация пакетированных семян овощных культур, а также саженцев плодовых и ягодных культур, винограда без документов подтверждающих сортовые и посевные (посадочные) качества;

- нарушение правил хранения семян.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий составлено 185 протоколов об административных правонарушениях. В отношении лиц, допустивших нарушения выдано 106 предписаний об  устранении правонарушений, которые выполнены в полном объеме в установленные сроки.

По итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в области семенного контроля в отношении физических и юридических лиц должностными лицами Южного межрегионального управления Россельхознадзора выдано 6 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

В целях профилактики и предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации в области семеноводства специалистами Управления на официальном сайте Управления опубликовано 33 материала о выявленных нарушениях, по разъяснению действующего законодательства, а также о мерах ответственности за его несоблюдение, принято участие в 5 совещаниях по вопросу семеноводства.

Государственными инспекторами Управления отобраны и направлены в ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория» 256 контрольных проб для проведения лабораторных испытаний, из которых 19 проб не соответствовали требованиям стандартов и ГОСТов.

В целях осуществления контроля за ввозимым импортным семенным и посадочным материалом на наличие генетически модифицированных организмов в ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория» направлено для исследований 621 контрольные пробы.

По результатам исследований ГМО не обнаружены.

6. Внутренний ветеринарный надзор     

По результатам проведенного анализа, в 4 квартале 2019 года хозяйствующими субъектами, составляющими подконтрольную сферу, являлись:

- хозяйствующие субъекты, занятые содержанием, разведением, выращиванием животных;

- организации, осуществляющие ветеринарную деятельность и использующие лекарственные препараты для ветеринарного применения;

- организации, осуществляющие оптовую и розничную реализацию и хранение лекарственных средств для ветеринарного применения.

Организация и проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлялась в соответствии с действующим законодательством, основу которого составляют положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В 4 квартале 2019 года проведено 108 проверок, в том числе внеплановых проверок – 108, а плановые проверки не проводились.

Анализ результатов проверок, проведенных в 4 квартале 2019 года, показал, что хозяйствующие субъекты, в отношении которых проводились проверки, осуществляют свою деятельность с нарушениями действующего законодательства РФ в сфере ветеринарии. Однако существует явная тенденция к снижению количества нарушений: всего в отчетный период было выявлено 69 нарушений обязательных требований ветеринарного законодательства РФ, что на 40% меньше, чем в аналогичном периоде 2018 года.

По результатам выявленных нарушений в отчетном периоде 2019 года было наложено штрафов на сумму 1 968 тыс. руб. Увеличение суммы наложенных штрафов объясняется выявленными в ходе проверок нарушениями требований технических регламентов и применением статьи 14.43 КоАП РФ, минимальный штраф по которой для юридических лиц составляет 100 тыс. рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – 20 тыс. рублей.

Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ Гордеева А.В. (протокол заседания Постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1), поручения заместителя Председателя Правительства РФ Гордеева А.В. от 13.03.2019 № АГ-П11-1831, приказов Россельхознадзора от 14.12.2018 № 1449 и от 20.03.2019 № 294 о проведении внеплановых проверок в 2019 году, Управлением проводятся внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою свиней, хранению, производству и реализации свинины и продуктов его переработки, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою птицы, хранению, производству и реализации мяса птицы и продуктов его переработки, а также в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою крупного и мелкого рогатого скота по соблюдению обязательных требований ветеринарного законодательства РФ.

Должностными лицами ветеринарного надзора Управления продолжает проводиться работа, направленная на профилактику нарушений обязательных требований, путём размещения на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» различной справочной информации в области ветеринарии. Так, в 4 квартале 2019 года специалистами отдела внутреннего ветеринарного контроля и надзора предоставлено для размещения на сайте Управления 47 материалов различной направленности, размещено информаций в электронных СМИ – 38, принято участие в подготовке 4-х сюжетов для ТВ.

Отделом постоянно принимается участие в совещаниях, советах, комиссиях, репортажах на телевидении и других СМИ. Статистические данные о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общей суммы штрафов, размещаются в сети «Интернет».

В рамках профилактических мероприятий в хозяйствах Краснодарского края и Республики Адыгея, в целях проведения эпизоотологического мониторинга инспекторами отдела государственного ветеринарного надзора Управления отобрано 3157 проб, проведено 2493 исследования.

На сайте Управления поддерживается актуальная информация об основных полномочиях Управления в части государственного ветеринарного надзора и о соблюдении обязательных требований законодательства РФ в сфере ветеринарии. Согласно проведенному анализу нормативно-правовых актов установлено, что в  квартале 2019 года новые акты не издавались, в действующие акты изменения не вносились.

В анализируемом периоде не выявлено поднадзорных хозяйствующих субъектов, в деятельности которых имели место нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде.

Проведя анализ выявленных административных правонарушений, установлено, что основными причинами совершенных правонарушений является недостаточная ответственность владельцев поднадзорных объектов и непонимание ими возможных негативных последствий своих противоправных действий. Только в единичных случаях имело место сознательное пренебрежение нарушителями своими обязанностями по исполнению требований законодательства РФ.

Таким образом, можно отметить, что в 4 квартале 2019 года должностными лицами ветеринарного надзора Управления работа по проведению контрольно-надзорных мероприятий, направленная в целях профилактических мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства РФ в сфере ветеринарии, а также уровень правовой осведомленности хозяйствующих субъектов о соблюдении обязательных требованиях в сфере ветеринарии, оценивается удовлетворительно.

Предложения по планированию профилактической работы

Повысить качество профилактической работы с поднадзорными субъектами в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий и консультаций, как наиболее эффективной меры профилактики.

Предусмотреть в программе профилактики нарушений обязательных требований во всех сферах надзора применение индивидуально-профилактических мер, способствующих устранению имеющих место причин и условий, послуживших совершению нарушений.

С учётом внедрения и исполнения указанных предложений и повышения качества профилактических мероприятий прогнозируется повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов и, как следствие, снижение количества нарушений обязательных требований во всех сферах надзора.

 

 

Яндекс.Метрика