350012, г. Краснодар,
ул. Лукьяненко, 111
,
Контакты
версия для печати

Профилактика нарушений обязательных требований

10 February 2020

Результаты оценки уровня развития профилактической работы и анализ влияния профилактических мероприятий на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям за 2019 года

 

Результаты оценки уровня развития профилактической работы и анализ влияния профилактических мероприятий на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям

за 2019 года

В сфере государственного земельного надзора

В анализируемом периоде проделана огромная работа, направленная на развитие профилактической работы. Основная задача профилактической работы – повышение уровня правовой грамотности у поднадзорных субъектов с целью предотвращения вреда охраняемым законом ценностям.

С целью повышения уровня правовой грамотности публиковалась информация в сфере государственного земельного надзора в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований земельного законодательства.

За 2019 год должностными лицами Южного межрегионального управления (далее – Управление) по вопросам, связанными с осуществлением государственного земельного надзора проведено:

- выступлений на радио, телевидении – 4;

- публикаций в СМИ (газеты, журналы) – 23;

- материалов, размещенных на сайте Управления – 12;

- материалов, размещенных в других интернет изданиях – 93.

Должностными лицами проведено 432 консультации с поднадзорными субъектами по разъяснению требований, содержащихся в нормативных правовых актах и изменениях в них.

Велись методические работы с поднадзорными субъектами с целью предотвращения нарушений с их стороны в сфере земельных отношений. Проводились разъяснения требований законодательства в рамках проверки. Должностными лицами использовались проверочные листы при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также велась работа в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора (с планом-графиком профилактических мероприятий в сфере государственного земельного надзора на 2019 год).

Большую роль в развитии профилактической работы играет выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований – сравнительно новый механизм в работе контрольно-надзорных органов, позволяющий в случае, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, предложить правообладателю земельного участка принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом, в установленный в таком предостережении срок, орган государственного надзора.

В результате проведения контрольно-надзорных мероприятий, выдано 181 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.

В обязательном порядке при проведении плановых проверок должностными лицами использовались проверочные листы, что является неотъемлемой частью профилактической работы. Проверочные листы – это список вопросов,. Затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В сфере государственного надзора за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна

Во исполнении статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей                    при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» была утверждена Программа профилактических мероприятий, направленная на предупреждение нарушения обязательных требований                        в сфере государственного надзора за соблюдением требований к качеству                        и безопасности пищевых продуктов, зерна и продуктов его переработки.  

В рамках реализации данной программы в 2019 году Отделом проводились следующие мероприятия:

- семинары, совещания – 11;

- публикации в СМИ (газеты, журналы);

- материалы, размещённые на официальном сайте Россельхознадзора в сети «Интернет» - 30;

- - материалов, размещенных на официальном сайте Управления в сети «Интернет» – 37;

- материалов, размещенных в других интернет изданиях – 71.

На официальном сайте Управления в сети «Интернет» размещены:

- перечень нормативно правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля,  а также тексты соответствующих нормативно правовых актов;

- руководство по соблюдению обязательных требований в сфере государственного надзора за соблюдением требований к качеству   и безопасности пищевых продуктов, зерна и продуктов его переработки;

- меры административной ответственности за нарушение обязательных требований в сфере государственного надзора за соблюдением требований к качеству и безопасности пищевых продуктов, зерна и продуктов его переработки;

- перечень добросовестных подконтрольных субъектов («белый список») и перечень типовых нарушений, выявляемых при проверках;

- обобщение итогов правоприменительной практики в сфере государственного надзора за соблюдением требований к качеству и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства. Побочных продуктов переработки зерна;

 - информация о проведённых контрольно-надзорных мероприятиях и их результатах.

Регулярно проводилась разъяснительная работа с хозяйствующими субъектами относительно процедур контроля до начала, во время и после проведения мероприятий по контролю (надзору).

Для лиц, впервые допустивших правонарушение,  была организована индивидуальная профилактическая работа, направленная на выявление  и устранение причин нарушений.

В соответствии со статьями 8.2, 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в 2019 году было вынесено 47 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Согласно ст. 4.1. КоАП Российской Федерации, в результате рассмотрения ходатайств и прилагаемых к ним документов при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях, в 31 случае юридическим лицам был снижен размер административного штрафа ниже минимального размера (по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ – 27 случаев, по ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ – 3 случая, по ст. 14.45 КоАП РФ – 1 случай).

Согласно ст. 4.1.1. КоАП Российской Федерации в 62 случаях была произведена замена  административного наказания в виде штрафа  на предупреждение (по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ – 48 случаев, по ч.1 ст. 14.44 КоАП РФ – 14 случаев).

К текущим социальным эффектам относятся:

- результаты исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. За 2019 год достигнуто 100%-ое исполнение предписаний, что может свидетельствовать о положительном социальном эффекте профилактических мероприятий, направленных на мотивацию добросовестного поведения подконтрольных лиц;

- снижение количества выявленных нарушений обязательных требований по сравнению с 2018 годом;

- увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлечённых в регулярное взаимодействие с Управлением;

- повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Управлению.

Экономический эффект от реализованных мероприятий достигнут путем минимизации ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления; четкого дифференцирования случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вместо проведения внеплановой проверки.

В сфере карантинного фитосанитарного контроля

Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении контроля (надзора) в сфере карантинного фитосанитарного контроля являются:

- органы местного самоуправления, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты;

- юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, или осуществляют производство (в том числе переработку), хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции;

- индивидуальные предприниматели, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, или осуществляют производство (в том числе переработку), хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции;

- физические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, или осуществляют производство (в том числе переработку), хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции.

Во исполнении статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей                    при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» была утверждена Программа профилактических мероприятий, направленная на предупреждение нарушения обязательных требований  в сфере внутреннего карантина растений и семенного контроля.  

В рамках реализации данной программы в 2019 году Отделом проводились следующие мероприятия:

 - материалов, размещенных на официальном сайте Управления в сети «Интернет» – 192;

- репортажей на телевидении – 5.

В соответствии со статьями 8.2, 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в 2019 году было вынесено 1109 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Регулярно проводилась разъяснительная работа с хозяйствующими субъектами относительно процедур контроля до начала, во время и после проведения мероприятий по контролю (надзору).

Ежеквартально проводилось обобщение практики осуществления контроля (надзора) в области карантинного фитосанитарного контроля, подготовка докладов о правоприменительной практике, доклада с руководством, участие в публичных обсуждениях данного доклада.

Ведомственные нормативно-правовые акты размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе  на официальном сайте Управления в разделе «Нормативные документы», размещены перечень обязательных требований в сфере карантинного фитосанитарного контроля, руководство по соблюдению обязательных требований и меры административной ответственности за несоблюдение обязательных требований.

Тем самым повысилась доступность информационного ресурса сайта для пользователей.

Проведена аналитическая работа: систематизация подконтрольных субъектов по специфике осуществляемой ими деятельности, типизация основных нарушений, выявляемых при контрольно- надзорных мероприятиях, выявление причин и условий нарушений обязательных требований.

 

В сфере карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации

В целях реализации и своевременного корректирования ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований в области государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации проведён мониторинг и оценка уровня развития профилактической работы в данном направлении.

Для повышения информированности хозяйствующих субъектов и в целях профилактики и недопущения нарушений в области государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации на официальном сайте Управления в сети «Интернет» актуализированы нормативно правовые акты, содержащие обязательные требования; перечни обязательных требований в области карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации, руководства по соблюдению обязательных требований и меры административной ответственности за несоблюдение обязательных требований.

Регулярно на сайте Управления публикуется информация по вопросам соблюдения требований законодательства в поднадзорной сфере деятельности.

Составлены перечни типовых нарушений для публикации на сайте Управления.

На сайте для всех желающих реализована возможность оставить замечания и предложения по Перечню правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках соответствующих видов государственного контроля (надзора).

Профилактические мероприятия в области государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации организованы и осуществляются в соответствии с ведомственной программой профилактики с соблюдением требований, установленных Стандартом комплексной профилактики.

В 2019 году на сайте Управления опубликовано 39 статей (22 – 3 квартал, 17 – 4 квартал), в которых все заинтересованные лица оповещались об основных требованиях нормативно-правовых документов в области карантина растений, а также об основных нарушениях, выявляемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Особое внимание уделялось профилактической работе с участниками внешней экономической деятельности по разъяснению действующего законодательства и о мерах ответственности за его несоблюдение.

Подводя итог, полагаем необходимым отметить, что результаты проведённых надзорных и  профилактических мероприятий характеризуются положительной динамикой в решении основных задач – обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности территории Российской Федерации.

 

В сфере Государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации

В сфере государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе РФ проводится методическая работа, направленная на предотвращение нарушений.

В целях профилактики и предупреждения недопущения нарушений ветеринарного законодательства РФ и ветеринарно-санитарных правил и норм, а также технических регламентов специалистами отдела за отчетный период было подготовлено 76 информаций в сфере ветеринарии, для размещения на сайте Управления (в 3 квартале – 37 и в 4 квартале – 39), принято участие в подготовке 16 видеосюжетов на ТВ (в 3 квартале – 3 и в 4 квартале – 13), размещено 122 информации в Электронных СМИ (в 3 квартале – 84 и в 4 квартале – 38), опубликовано 4 информации в печатных изданиях, в которых все заинтересованные лица оповещались об основных требованиях нормативно-правовых документов  в области ветеринарии, а также об основных нарушениях, выявляемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Особое внимание уделялось профилактической работе с участниками внешне-экономической деятельности по разъяснению действующего законодательства и о мерах ответственности за его несоблюдение.

В случае возникновения вопросов заинтересованные лица могут  обращаться в Управление, как письменно, так и по телефонам, указанным на сайте Управления.

 

В сфере внутреннего ветеринарного надзора (в том числе по лицензированию фармацевтической деятельности для ветеринарного применения)

Проведя анализ профилактической работы, направленной на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям, осуществляемой Управлением в части государственного ветеринарного надзора в 2019 году установлено.

Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора являлись:

- хозяйствующие субъекты, занятые содержанием, разведением, выращиванием животных;

- организации, осуществляющие ветеринарную деятельность и использующие лекарственные препараты для ветеринарного применения.

На сайте Управления в актуальном состоянии поддерживается следующая информация:

- об основных полномочиях Управления в сфере государственного ветеринарного надзора;

- о мерах ответственности за нарушения действующего ветеринарного законодательства РФ;

- об обязательных требованиях в сфере государственного ветеринарного надзора, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по надзору и контролю.

Новые нормативно-правовые акты не издавались, в действующие акты изменения не вносились, в связи с чем разъяснения на сайте Управления не давались.

Должностными лицами Управления на постоянной основе проводятся консультации по разъяснению действующих требований ветеринарного законодательства РФ в телефонном режиме и при посещении Управления, в рабочее время в текущем оперативном режиме, без предварительной записи, в объеме порядка 25 обращений ежедневно. Удовлетворенность этим процессом подтверждается отсутствием жалоб и претензий.

В рамках профилактических мероприятий в хозяйствах, в целях проведения эпизоотологического мониторинга инспекторами отдела государственного ветеринарного надзора Управления отбирались пробы, проводились исследования.

Должностные лица ветеринарного надзора постоянно принимают участие в совещаниях, советах, комиссиях, в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики, проводимых Управлением.

В целях информирования поднадзорных объектов и профилактики, направленной на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям, в 2019 году специалистами отдела внутреннего ветеринарного контроля и надзора передано на сайт Управления 71 информация различной направленности (за 3 квартал – 24, за 4 квартал – 47); размещено информаций в электронных СМИ – 84 (за 3 квартал – 46, за 4 квартал – 38), принято участие в подготовке 6-х сюжетов для ТВ.

Отделом постоянно принимается участие в совещаниях, советах, комиссиях, репортажах на телевидении и других СМИ. Статистические данные о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, с указанием наиболее часто встречающихся нарушений, общей суммы штрафов, размещаются в сети «Интернет».

В настоящий момент «индикаторы риска» нарушений обязательных требований Россельхознадзором не разработаны, в связи с этим их применение в неплановых проверках по жалобам и обращениям отделом государственного ветеринарного надзора Управления не осуществляется.

Путем мониторинга ГИС Россельхознадзора в области ветеринарии «Меркурий», «Цербер», «Сирано», «Ирена» проводится анализ рисков и осуществляется планирование проверок.

По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод, что  Управлением в части государственного ветеринарного надзора в полном объеме реализованы мероприятия по проведению профилактической работы, направленной на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Принятые Управлением меры профилактических мероприятий прогнозируют эффективное решение проблем, которые мешают подконтрольными субъектами соблюдать обязательные требования действующего ветеринарного законодательства РФ и направлены на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований.

Конечные результаты (социальный и экономический эффект от реализованных мероприятий).

Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях исключения избыточного административного давления на подконтрольные субъекты и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного ветеринарного надзора в постоянном режиме.

Экономический эффект от реализованных мероприятий:

  1. минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления; четкого дифференцирования случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки;
  2. снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
  3. увеличение числа подконтрольных субъектов, включенных в категорию низкого риска и освобожденных от проверок;
  4. увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с Управлением (за исключением взаимодействия по вопросам несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований);
  5. повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Управлению.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика