350012, г. Краснодар,
ул. Лукьяненко, 111
,
Контакты
версия для печати

Профилактика нарушений обязательных требований

06 May 2020

Анализ, оценка и прогнозирование состояния подконтрольной сферы Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору за 1 квартал 2020 года

Анализ, оценка и прогнозирование состояния подконтрольной сферы Южного межрегионального управления Федеральной службы

по ветеринарному и фитосанитарному надзору

за 1 квартал 2020 года

(подраздел 4.4 Стандарта комплексной профилактике нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 12 сентября 2017 года № 61 (11))

1. Государственный земельный надзор

Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного земельного надзора являются земли сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон).

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), по использованию земельных участков установлены статьями 7, 13, абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, все правообладатели указанных земельных участков: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления являются поднадзорными субъектами Южного межрегионального Управления Россельхознадзора (далее – Управление)

В сфере государственного земельного надзора Южным межрегиональным Управлением Россельхознадзора за 1 квартал 2020 года проведено 103 проверки соблюдения земельного законодательства, из них 33 плановых проверок и 70 внеплановых. Кроме этого проведено 51 плановых (рейдовых) осмотров, обследований, 84 административных обследований объектов земельных отношений, принято участие в качестве специалиста в 13 проверках, организованных органами прокуратуры и иными контролирующими органами. Общая проинспектированная площадь по Краснодарскому краю, Республике Адыгея и Республике Крым составила 14 950,3 га. За данный период проведено 39 проверок по исполнению ранее выданных предписаний, из ранее выданных предписаний, 16 исполнено.

С целью устранения выявленных нарушений выдано 68 предписаний об устранении правонарушений. Вынесено 64 постановления по делам об административных правонарушениях на общую сумму 2 346 000 рублей. Сумма взысканных штрафов с учетом прошлых периодов составила 564 292 рублей.

За отчетный период специалистами Управления выявлено 8 несанкционированных свалок на площади 1,05 га. Кроме этого выявлено 9 несанкционированных карьеров на площади 163,14га.

В результате проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 86 правонарушений.

В анализируемом периоде наибольшее количество нарушений обязательных требований, выявленных за 1 квартал 2020 год связано с бездействием правообладателей земельных участков, выражающемся в несоблюдении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Данное нарушение связано в основном с не проведением мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также в неиспользовании земельных участков по назначению.

За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Анализ причин совершенных правонарушений, прежде всего, говорит о не знании подконтрольными субъектами обязательных требований  и недостаточной ответственности подконтрольных субъектов, непонимании ими возможных негативных последствий своих.

Помимо нарушений земельного законодательства, выявленных при проведении плановых и внеплановых проверок, было зафиксировано  19 случаев административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, а также против порядка управления, в основном выразившихся в не выполнении предписаний об устранении  выявленного нарушения  требований земельного законодательства РФ.

К сожалению, землепользователи ещё недостаточно ответственно относятся к использованию земельных участков, считая необязательным использовать земельный участок для сельскохозяйственного использования по целевому назначению, осуществлять земель и не допускать деградацию почвы.

Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами основной части нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выявляемых Управлением, являются:

- низкие знания правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения обязательных требований, предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации о порядке, способах и ограничениях использования таких земельных участков. Решением данной проблемы является активное проведение работы по разъяснению обязательных требований в сфере земельного законодательства правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения.

- сознательное бездействие правообладателей земельных участков. Правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения помимо прав на такие земельные участки имеют и обязанности по поддержанию их в состоянии пригодном для сельскохозяйственного использования. Проблема заключается в том, что имеются правообладатели земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется законом, изначально не планировавшие использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения по его назначению

Мер общего информационного характера в данных случаях недостаточно, поэтому при проведении контрольно-надзорных мероприятий проводится индивидуальная профилактическая работа, направленная на выявление и устранение причин нарушений обязательных требований.

В целом же, как показали проверки, уровень правовой осведомленности поднадзорной среды по соблюдению обязательных требованиях в сфере государственного земельного надзора удовлетворительный.

 

2. Государственный надзор за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна

Хозяйствующими субъектами, составляющими подконтрольную сферу, являются:

- производители (поставщики) круп, государственные заказчики крупяной продукции (общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, больницы, учреждения социального обслуживания населения, исправительные учреждения и т.п.);

- участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие экспортно-импортные операции с зерном и продуктами его переработки;

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие хранение зерна;

- хозяйствующие субъекты, выращивающие зерно.

Организация и проведение проверок в отношении юридических лиц осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, основу которого составляют положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В I квартале 2020 года сохранилась динамика к снижению количества плановых проверок в связи с особенностями организации и проведения в 2019 - 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства (продление «надзорных каникул» для малого бизнеса).

В I квартале 2020 г. в Краснодарском крае и Республике Адыгея проведено 39 плановых и 16 внеплановых проверок (5 документарных проверок  было проведено на основании мотивированных представлений и 11 - с целью контроля исполнения за ранее выданными предписаниями). Из всего количества плановых проверок 92% проводились с привлечением экспертов Новороссийского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна».

Результаты проведенных проверок показали, что 82 % юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились проверки, осуществляют свою деятельность с нарушениями действующего законодательства в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Всего в отчетный период было выявлено 54 нарушения обязательных требований.

При этом наибольший процент нарушений обязательных требований был отмечен в учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере закупок круп для государственных нужд (в государственных учреждениях Краснодарского края и Республики Адыгея) –72,2%; в хозяйствах производителях зерна этот показатель составил -18,5 %.

В отчетном периоде составлено 63 протокола об АПН, в том числе:

- по ст. 7.18 КоАП РФ – 43 протокола,

- по ст. 14.43 КоАП РФ – 7 протоколов,

- по ст. 14.44 КоАП РФ – 13 протоколов.

Вынесено 46 постановлений о наложении административных штрафов на юридических и должностных лиц на сумму 607,5 тыс. рублей, объявлено 15 предупреждений.

За I квартал 2020 года была выдано 32 предписания об устранении выявленных нарушений. 17 предписаний исполнены в установленные сроки, срок исполнения остальных истекает во II квартале 2020 года. Данный факт свидетельствует о стремлении определённого круга поднадзорных субъектов к соблюдению обязательных требований и скорейшему устранению, выявленных нарушений.

Типичным из установленных нарушений при надзоре за соблюдением требований по закупке круп для государственных нужд стало такое серьёзное нарушение, как закупка крупы, несоответствующей нормативным документам по качеству (из 29-ти проверенных государственных учреждений данное нарушение выявлено в 17-ти учреждениях).

В 2-х случаях было установлено, что для государственных нужд закупались крупы, не соответствующие условиям государственных контрактов и сопроводительных документов (в ГБПОУ КК "Крымский Индустриально- строительный техникум" вместо обусловленной контрактомкрупы перловой № 2 была закуплена крупа перловая № 1 и в ГБПОУ КК "Краснодарский политехнический техникум" согласно маркировке была закуплена крупа пшеничная, изготовленная по ТУ, в то время, как в сопроводительных документах указана крупа, изготовленная по ГОСТ).

При надзоре за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» наиболее серьёзными нарушениями стали:

- недостоверное декларирование зерна (22 случая прекращения либо приостановки действия деклараций о соответствии);

- хранение зерна в заражённом состоянии (4 партии зерна общей массой 1165 тонн).

- отсутствие порядка проведения производственного контроля за хранящимся зерном.

Анализ причин совершенных правонарушений, прежде всего, говорит о недостаточной ответственности руководителей предприятий и учреждений перед потребителями зерновой продукции, непонимании ими возможных негативных последствий своих противоправных действий.

Особую озабоченность вызывают частые случаи закупок для государственных нужд некачественной крупы. Со стороны руководителей и ответственных должностных лиц государственных бюджетных учреждений отмечены неоднократные факты пренебрежительного отношения к качеству закупаемой продукции, зачастую контроль качества крупы осуществлялся формально. Поэтому в отчетном периоде можно констатировать, что несмотря на неоднократное информирование подконтрольных субъектов, количество выявленных нарушений в госучреждениях снизилось незначительно.

В отчетном периоде было зафиксировано 22 случая недостоверного декларирования зерна, выразившихся в том числе в недостоверном проведении испытаний зерна в соответствии с требованиями приложений 2, 3 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» по показателям безопасности: «зараженность вредителями хлебных запасов», вредной примеси («семена клещевины»), «цезий 137» и не проведены испытания на содержание в зерне генномодифицированных организмов. Анализ показал, что количество случаев декларирования при неполном проведении заявителем лабораторных испытаний по сравнению с предыдущим кварталом несколько увеличилось.

К сожалению, производители зерна пока ещё недостаточно ответственно относятся к его декларированию, так, например, в рассматриваемых случаях, декларанты не посчитали своей обязанностью перед принятием декларации внимательно изучить техническую документацию, в частности протоколы лабораторных испытаний. Что говорит о низком уровне знаний подконтрольных субъектов о порядке декларирования. Поэтому одной из мер реагирования в отчетном периоде стало прекращение действия недостоверных деклараций о соответствии.

При этом мер административного характера в данном случае оказалось недостаточно, поэтому с виновниками недостоверного декларирования была организована индивидуальная профилактическая работа, направленная                        на выявление, устранение и разъяснение данного нарушения.

 В целом же, как показали проверки, уровень правовой осведомленности поднадзорной среды об обязательных требованиях в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки удовлетворительный. Вместе с тем поднадзорные субъекты неоднократно высказывались о необходимости разъяснения указанных требований в более доступной форме. Поэтому наибольшую эффективность в отчетном периоде имело такое профилактическое мероприятие, как разъяснительная работа госинспекторов в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий.

3. Карантинный фитосанитарный контроль

на Государственной границе Российской Федерации

При проведении карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, складах временного хранения и зонах таможенного контроля за 1 квартал 2020 года досмотрено 875,525 тыс. тонн, 18443,936 тыс. штук и 0,290 тыс. м. куб. импортной подкарантинной продукции.

В целях предотвращения проникновения и распространения на территории Российской Федерации карантинных организмов, которые в состоянии нанести существенный урон сельскохозяйственному производству, грузоотправителям было возвращено 4893,307 тонн подкарантинной продукции зараженной живыми карантинными объектами в 241 случае, обеззаражено 10412,839 тонн в 366 случаях, уничтожено 0,002 тонн и 125 штук в 2 случаях.

За отчетный период сертифицировано 6999,837 тыс. тонн, 1085,053 тыс. штук подкарантинной продукции и 71,202 тыс. м. куб. лесопродукции, предназначенной для отправки на экспорт.

За выявленные правонарушения по ст. 10.2 КоАП РФ «Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)», установлено 44 правонарушений, составлено 86 протокола по ст. 10.2 КоАП РФ.

Анализ структуры проведённых мероприятий показывает, что всего по вышеуказанной статье КоАП РФ вынесено 42 постановления о наложении штрафа на общую сумму 221,0 тыс. рублей. Из них в отношении должностных лиц – 37, юридических лиц – 5.

Отделом государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации, были проведены анализы результатов контрольных мероприятий в подконтрольной сфере деятельности, которые позволили установить типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении деятельности, так наиболее частыми видами нарушений являются:

- отсутствие фитосанитарных сертификатов;

- нарушение в оформлении фитосанитарных сертификатов;

- отсутствие извещения о прибытии продукции.

В 1 квартале 2020 года все заинтересованные лица оповещались об основных требованиях нормативно-правовых документов в области карантина растений, а также об основных нарушениях, выявляемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Особое внимание уделялось профилактической работе с участниками внешней экономической деятельности по разъяснению действующего законодательства и о мерах ответственности за его несоблюдение.

Результаты проведённых надзорных и  профилактических мероприятий характеризуются положительной динамикой в решении основных задач – обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности территории Российской Федерации.

 

4. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)

За 1 квартал 2019 года было проведено 52 контрольно-надзорных мероприятий хозяйствующих субъектов различных форм собственности, а также проведено 32 плановых рейдовых осмотра (обследований), административных расследований – 122.  При этом выявлено 402 нарушения, составлено 334 протокола об административном правонарушении.

В подконтрольной сфере деятельности были проведены анализы результатов контрольных мероприятий, которые позволили установить типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении деятельности, такие как  нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками.

Причинами, способствующими совершению подобных административных правонарушений в области карантинного фитосанитарного контроля является игнорирование хозяйствующими субъектами требований нормативно-правовых актов в области карантинного фитосанитарного контроля, а также недостаточная осведомленность хозяйствующих субъектов о содержании и значении основных нормативных документов в области карантинного фитосанитарного контроля.

 

5. Государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений

 

Хозяйствующими субъектами, составляющими подконтрольную сферу являются: физические лица, индивидуальные предприниматели (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российские юридические лица, которые осуществляют производство, заготовку, обработку, хранение, реализацию, транспортировку и использование семян сельскохозяйственных растений.

Организация и проведение проверок в отношении юридических лиц осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, основу которого составляют положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

За 1 квартал 2020 года проведено 35 контрольно-надзорных мероприятий, из которых 9 плановых проверок и 26 внеплановых проверок в отношении юридических и физических лиц. С целью выявления фактов нарушения требований законодательства Российской Федерации в области семеноводства проведены мониторинги мест реализации семян сельскохозяйственных растений в отношении граждан, осуществляющих реализацию семенного и посадочного материала, по результатам которых было выявлено 64 правонарушителя.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий и мониторинга было выявлено 98 нарушений требований законодательства РФ в области семеноводства.

По итогам проведенной работы в 1 квартале 2020 года по направлению семенного контроля отмечено следующее, что типовыми нарушениями обязательных требований являются:

- высев хозяйствами различных форм собственности семенного и посадочного материала при отсутствии документов, удостоверяющих их сортовые и посевные (посадочные) качества;

- реализация пакетированных семян овощных культур, а также саженцев плодовых и ягодных культур, винограда без документов подтверждающих сортовые и посевные (посадочные) качества;

- нарушение правил хранения семян.

По результатам проведенных контрольно-надзорных и мониторинга составлено 106 протоколов об административных правонарушениях. В отношении лиц, допустивших нарушения выдано 25 предписаний об  устранении правонарушений, которые выполнены в полном объеме в установленные сроки.

В целях реализации положений Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 12.09.2017г. № 61(II), для профилактики и предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации в области семеноводства специалистами Управления на сайте Управления опубликовано 12 материалов о выявленных нарушениях, по разъяснению действующего законодательства, а также о мерах ответственности за его несоблюдение, принято участие в 7 совещаниях по вопросу семеноводства.

Государственными инспекторами Управления отобрано и направлено в ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория» 430 контрольных проб для проведения лабораторных испытаний, из которых 39 партий не соответствовали требованиям стандартов и ГОСТов.

В целях осуществления контроля за ввозимым импортным семенным и посадочным материалом на наличие генетически модифицированных организмов в ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория» направлено для исследований 2 126 контрольная проба.

По результатам исследований ГМО не обнаружены.

6. Внутренний ветеринарный надзор

                                                        

По результатам проведенного анализа, в 4 квартале 2019 года хозяйствующими субъектами, составляющими подконтрольную сферу, являлись:

- хозяйствующие субъекты, занятые содержанием, разведением, выращиванием животных;

- организации, осуществляющие ветеринарную деятельность и использующие лекарственные препараты для ветеринарного применения;

- организации, осуществляющие оптовую и розничную реализацию и хранение лекарственных средств для ветеринарного применения.

Организация и проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлялась в соответствии с действующим законодательством, основу которого составляют положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По результатам анализа контрольно-надзорных мероприятий Управления в области внутреннего ветеринарного контроля и надзора установлено следующее: в1 квартале 2020 года проведено 202 проверки, в отношении хозяйствующих субъектов, в том числе, плановых 20 проверок, внеплановых 182 проверки. По результатам выявленных нарушений в отчетном периоде 2020 года было наложено штрафов на сумму 766,1 тыс. руб.

Количество проведенных в 1 квартале 2020 года контрольно-надзорных мероприятиях составило 13,4 % меньше чем за аналогичный период 2019 года

Анализ результатов проверок, проведенных в 1 квартале 2020 года, показал, что хозяйствующие субъекты, в отношении которых проводились проверки, осуществляют свою деятельность с нарушениями действующего законодательства РФ в сфере ветеринарии.

Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ Гордеева А.В. (протокол заседания Постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства Российской Федерации от 25.11.2019 № 3), приказа Россельхознадзора от 13.12.2019 № 1344 о проведении внеплановых проверок в 2020 году Управлением проводятся внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою свиней, хранению, производству и реализации свинины и продуктов его переработки, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по содержанию, разведению и убою птицы, хранению, производству и реализации мяса птицы и продуктов его переработки по соблюдению обязательных требований ветеринарного законодательства РФ.

Должностными лицами ветеринарного надзора Управления продолжает проводиться работа, направленная на профилактику нарушений, путём размещения на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» различной справочной информации в области ветеринарии, в том числе по обороту лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

Так, в I квартале 2020 года специалистами отдела внутреннего ветеринарного контроля и надзора передано на сайт Управления 48 информаций различной направленности; принято участие в подготовке 2-х сюжетов на ТВ, размещено информаций в электронных СМИ – 36.

Отделом постоянно принимается участие в совещаниях, советах, комиссиях, репортажах на телевидении и других СМИ. Статистические данные о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, с указанием наиболее часто встречающихся нарушений, общей суммы штрафов, размещаются в сети «Интернет».

В рамках профилактических мероприятий в хозяйствах Краснодарского края, Республики Адыгея и Республики Крым в целях проведения эпизоотологического мониторинга инспекторами отдела государственного ветеринарного надзора Управления отобрано 12079 проб, проведено 21584 исследований.

На сайте Управления поддерживается актуальная информация об основных полномочиях Управления в части государственного ветеринарного надзора и о соблюдении обязательных требований законодательства РФ в сфере ветеринарии. Согласно проведенному анализу нормативно-правовых актов установлено, что с 01.01.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора» (далее – Закон № 447-ФЗ) региональный государственный ветеринарный надзор был упразднен, в связи, с чем были исключены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора.

Так же, с 01.01.2020 вступили в законную силу следующие нормативно-правовые акты: Постановление Правительства РФ от 30.12.2019 № 1938 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах»; Постановление Правительства РФ от 18.09.2019. № 1212 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях»; Постановление Правительства РФ от 30.11.2019 № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными»; Постановление Правительства РФ от 30.12.2019 № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию».

В анализируемом периоде не выявлено поднадзорных хозяйствующих субъектов, в деятельности которых имели место нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде.

Проведя анализ выявленных административных правонарушений, установлено, что основными причинами совершенных правонарушений является недостаточная ответственность владельцев поднадзорных объектов и непонимание ими возможных негативных последствий своих противоправных действий. Только в единичных случаях имело место сознательное пренебрежение нарушителями своими обязанностями по исполнению требований законодательства РФ.

Таким образом, можно отметить, что в 1 квартале 2020 года должностными лицами ветеринарного надзора Управления работа по проведению контрольно-надзорных мероприятий, направленная в целях профилактических мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства РФ в сфере ветеринарии, а также уровень правовой осведомленности хозяйствующих субъектов о соблюдении обязательных требованиях в сфере ветеринарии, оценивается удовлетворительно.

7. Государственный ветеринарный надзор

на Государственной границе Российской Федерации

 

При проведении пограничного ветеринарного контроля в пунктах пропуска на Государственной границе Российской Федерации при импортно-экспортных операциях в 1 квартале 2020 года было досмотрено всего 849 тыс. тонн.

При импорте в Российскую Федерацию 7 тыс. тонн подконтрольных товаров (в 1 квартале 2019 - 9 тыс. тонн), при экспорте проведено – 110 тыс. тонн (в 1 квартале 2019 – 81 тыс. тонн).

Проведен ветеринарный контроль в отношении 0,6 тыс. тонн (в 1 квартале 2019 – 1 тыс. тонн) транзитных товаров. По причине нарушения ветеринарного законодательства РФ и требований Евразийского экономического союза в области ветеринарии приостановлено движение (задержано) 575 тонн (в 1 квартале 2019 – 198 тонн) подконтрольных госветнадзору товаров.

В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации у пассажиров, перевозящих в ручной клади и багаже подконтрольные госветнадзору товары, приостановлено движение 2217 кг (в 1 квартале 2019 – 2528кг). Затем уничтожено 137 кг (в 1 квартале 2019 года 317,5 кг), возвращено на сопредельную территорию 2044 кг (в 1 квартале 2019 года - 2211 кг).

При внутрироссийских перевозках в 1 квартале 2020 года было досмотрено всего 722 тыс. тонн (в 1 квартале 2019 года – 65,1 тыс. тонн). Задержаний подконтрольных госветнадзору товаров при внутрироссийских перевозках в 1 квартале 2020 года не было.

По результатам проведенного анализа, в 1 квартале 2020 года хозяйствующими субъектами, составляющими подконтрольную сферу, явились:

- хозяйствующие субъекты, занятые содержанием, разведением, выращиванием животных;

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие убой животных;

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие переработку и хранение продукции животного происхождения;

- участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие экспортно-импортные операции с живыми животными и продуктами животного происхождения.

Организация и проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлялась в соответствии с действующим законодательством, основу которого составляют положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий в 1 квартале 2020 года выявлено 244 нарушений обязательных требований ветеринарного законодательства, вынесено 244 постановления об административных правонарушениях в области ветеринарного надзора и контроля: из них 151 постановление о наложении административных штрафов на общую сумму 4 млн. 794 тыс. 500 руб.:  ч. 1 ст. 10.6. КоАП РФ – 3 постановления, ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ – 54 постановления, ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ – 3 постановления, ч. 3 ст. 10.8. КоАП РФ – 1 постановление, ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ – 25 постановлений, ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ – 64 постановлений, ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ – 1 постановление.  Неукоснительно соблюдаются требования ст. 2.9. и ст.4.1.1 КоАП РФ по замене штрафа предупреждением. В 1 квартале 2020 года к субъектам малого и среднего предпринимательства, нарушения которых были выявлены впервые и не влекли возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде было объявлено 14 устных замечаний, в связи с малозначительностью правонарушений вынесено 65 предупреждений и 14 постановлений об отмене.

Отделом государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе РФ, были проведены анализы результатов контрольно-надзорных мероприятий в подконтрольной сфере деятельности, которые позволили установить типичные нарушения, допускаемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении деятельности.

Так наиболее частыми видами нарушений, выявляемыми при перевозках подконтрольных госветнадзору грузов, является:

- несоответствие сведений в маркировке и сопроводительных документов,

- невозможность проведения идентификации груза с сопроводительными документами,

- отсутствие ветеринарных сопроводительных документов, перевозка продукции животного происхождения с нарушениями условий транспортировки;

При осуществлении внутреннего надзора по направлению деятельности отдела, основные нарушения:

- несоблюдение хозяйствующими субъектами требований ветеринарно-санитарных правил при осуществлении деятельности по убою, переработке, хранению и реализации продукции животного происхождения;

- отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на сырье и продукцию животного происхождения, находящихся в переработке, на хранении и в реализации;

- нарушение требований Технических регламентов при производстве и реализации мяса и молочной продукции;

- выявление в продукции животного происхождения запрещенных веществ;

- использование мяса непромышленного изготовления для переработки и производства мясных полуфабрикатов;

- фальсификация животноводческой продукции;

- отсутствие или нарушение периодичности проведения лабораторного контроля, как за продукцией животного происхождения, так и за санитарным состоянием производственных помещений;

- отсутствие приборов учета температурного режима транспортировки;

- пересечение технологических потоков готовой продукции и сырья на производстве;

- отсутствие маркировки на продукции животного происхождения, несоответствие информации, заявленной на маркировке с составом продукции животного происхождения;

- нарушение дезрежимов на предприятиях и др.

Также в рамках полномочий Отдела проводится работа по мониторингу за качеством и безопасностью пищевых продуктов и кормов.

Благодаря результатам лабораторных исследований осуществляется сбор достоверной и объективной информации о качестве и безопасности пищевой продукции, изготавливаемой на российских предприятиях, в том числе Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Крым и города Севастополь, предприятиях Евразийского экономического союза, ввозимой и выпускаемой в свободное обращение на территории Российской Федерации и экспортируемой в третьи страны. Для принятия оперативных мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции проводились контрольно-надзорные мероприятия, устанавливался режим усиленного лабораторного контроля, информировались все заинтересованные контролирующие организации.

При проведении мониторинга за качеством и безопасностью пищевых продуктов и кормов в 1 квартале 2020 года проведен отбор 928 проб (в 1 квартале 2019 года – 887 проб) подконтрольных товаров, из которых 45проб (в 1 квартале 2019 года –71 проба), по результатам лабораторных исследований, проведенных в ФГБУ «Краснодарская МВЛ», а также ФГБУ «ВГНКИ», ФГБУ «НЦБРП», ФГБУ «ЦНМВЛ» признаны несоответствующими по показателям безопасности.

Кроме того, на предмет фальсификации отобрано 139 проб (в 1 квартале 2019 года – 113 пробы) молочной и мясной продукции, из которых 31 проба (в 1 квартале 2019 года – 25 проб) признаны несоответствующими нормативной документации, что составило 22,3%. Осуществлена значительная работа отдела по надзору за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований ветеринарного законодательства Российской Федерации в части выпуска качественных продуктов питания.

К административной ответственности за выпуск фальсифицированной продукции, а также отзыву деклараций о соответствии продукции животного происхождения, отделом за 1 квартал 2020 года возбуждено 29 дел об административных правонарушения(за 1 квартал 2019 года возбуждено 11 дел), вынесено 41 постановление об административных правонарушениях (за 1 квартал 2019 года - 11 постановлений) по ст.14.43 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов, выразившихся в использовании при производстве продуктов животного происхождения компонентов, не указанных в маркировке и не заявленных в декларациях о соответствии: растительных жиров в составе молочных продуктов,  соевого белка, крахмала, запрещенных вредных веществ в мясных продуктах, вынесено 29 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 2 млн. 565 тыс. рублей (за 1 квартал 2019 года -596 тыс. рублей), объявлено 10 предупреждений в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ,  вынесено 2 постановления об отмене.

Управлением выдано 27 предписаний об отзыве деклараций о соответствии продукции требованиям нормативных документов. На основании данных предписаний, Росаккредитацией отозвано 27 деклараций о соответствии у предприятий-производителей продукции животного происхождения. За аналогичный период 2019 года было отозвано 3 декларации.

В 1 квартале 2020 года проведено 18 обследований 16 хозяйствующих субъектов (в 1 квартале 2019 года проведено 23 обследования 12 хозяйствующих субъектов), планирующих осуществление экспорта товаров, на соответствие требованиям законодательства РФ в области ветеринарии, нормам и требованиям ЕАЭС, а также требований, необходимых для осуществления хозяйствующими субъектами экспортных операций в третьи страны.

При проведении обследований осуществлялся не только контроль выполнения необходимых требований законодательства, а также разъяснение представителям предприятий требований и норм международного законодательства, консультативная помощь в области сертификации продукции для экспорта по внедрению в производственный процесс эквивалентных мер госконтроля.

По результатам обследований большинство предприятий соответствует требованиям законодательства на осуществление заявленного вида деятельности. Составлено 15 положительных актов обследования предприятия, все акты внесены в ГИС «Цербер». Так, в соответствующих Реестрах ГИС «Цербер» аттестовано и согласовано 8 хозяйствующих субъектов.

В 1 квартале 2020 года все заинтересованные лица оповещались об основных требованиях нормативно-правовых документов в области ветеринарии, а также об основных нарушениях, выявляемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Кроме того, в отчетном периоде, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий госинспекторами ветеринарного надзора проводилась профилактическая разъяснительная работа, что наиболее эффективно влияет на предупреждение нарушений обязательных требований ветеринарного законодательства РФ.

Проведя анализ выявленных административных правонарушений, установлено, что основными причинами совершенных правонарушений является недостаточная ответственность владельцев поднадзорных объектов и непонимание ими возможных негативных последствий своих противоправных действий. Только в единичных случаях имело место сознательное пренебрежение нарушителями своими обязанностями по исполнению требований законодательства РФ.

Результаты проведённых надзорных и профилактических мероприятий характеризуются положительной динамикой в решении основных задач – обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации.

Предложения по планированию профилактической работы

 

Повысить качество профилактической работы с поднадзорными субъектами в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий и консультаций, как наиболее эффективной меры профилактики.

Предусмотреть в программе профилактики нарушений обязательных требований во всех сферах надзора применение индивидуально-профилактических мер, способствующих устранению имеющих место причин и условий, послуживших совершению нарушений.

С учётом внедрения и исполнения указанных предложений и повышения качества профилактических мероприятий прогнозируется повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов и, как следствие, снижение количества нарушений обязательных требований во всех сферах надзора.

 

 

Яндекс.Метрика