295022, г. Симферополь,
ул. Бородина, 16
,
Контакты
версия для печати

Результаты профилактики нарушений обязательных требований

18 октября 2022

Анализ, оценка и прогнозирование состояния подконтрольной сферы Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору за 3 квартал 2022 года

  1. В сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)

 

Объектами федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) являются: земельные участки, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов. В том числе деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, результаты их деятельности, связанные с производством (в том числе переработкой), ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, хранением, перевозкой, реализацией, карантинным фитосанитарным обеззараживанием и уничтожением подкарантинной продукции, подкарантинных объектов.

 

Статистическое состояние поднадзорной среды

За 3 квартал 2022 года государственными инспекторами отдела контроля и надзора в области карантина растений и семенного контроля и надзора за безопасностью зерна и продуктов его переработки в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) было проведено 1722 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия (выездное обследование – 1197; наблюдение за соблюдением обязательных требований –525).

За 3 квартал 2022 года государственными инспекторами отдела контроля и надзора в области карантина растений и семенного контроля и надзора за безопасностью зерна и продуктов его переработки в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) было проведено 3 внеплановые проверки в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц. По результатам данных проверок выявлено 3 нарушения, составлено 6 протоколов об административных правонарушениях.

В целях реализации положений Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 12.09.2017 № 61(11), в рамках проведения профилактики и предупреждения недопущения нарушений законодательства в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) должностными лицами проведено 795 консультирований, 294 профилактических визитов, а также были направлены 2616 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Кроме того, специалистами Управления на сайте Управления опубликовано 66материалов и на других интернет изданиях (прочие сайты) 44 материала о выявленных нарушениях по разъяснению действующего законодательства, а также о мерах ответственности за его несоблюдение. Кроме того, 12 материалов опубликованы в печати и проведено 4 репортажа на радио и телевидении.

 

Предложения по планированию профилактической работы в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного 

контроля (надзора)

  1. Повысить качество профилактической работы с контролируемыми лицамив ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  2. Продолжить работу по информированию контролируемых лиц путём публикации на сайте Управления разъяснительных материалов, касающихся соблюдения обязательных требований, а также выступления на телевидении и радио по разъяснению действующего законодательства в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
  3. Уделить особое внимание проведению профилактической работы, направленной на предупреждение и недопущение нарушений законодательства в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), а именно: профилактическим визитам, консультированию и объявлению предостережения.

С учётом внедрения и исполнения указанных предложений и повышения качества профилактических мероприятий прогнозируется повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц и, как следствие, снижение количества нарушений обязательных требований в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

 

  1. В сфере федерального государственного контроля (надзора)в области семеноводства в отношениисемян сельскохозяйственных растений

 

Контролируемыми лицами являются организации и граждане, осуществляющие деятельность в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, связанную с ввозом в Российскую Федерацию, производством, транспортировкой и реализацией семян сельскохозяйственных растений.

 

Статистическое состояние поднадзорной среды

В 3 квартале 2022 года государственными инспекторами отдела контроля и надзора в области карантина растений и семенного контроля и надзора за безопасностью зерна и продуктов его переработки в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений было проведено 26выездных обследований.

В целях реализации положений Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 12.09.2017 № 61(11), в рамках проведения профилактики и предупреждения недопущения нарушений законодательства в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений должностными лицами Управления проведено 224 консультирования, 131 профилактический визит, а также былонаправлено 1 юридическому лицупредостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Кроме того, специалистами на сайте Управления опубликовано 17 материалов и на других интернет изданиях (прочие сайты) 9 материалов о выявленных нарушениях по разъяснению действующего законодательства, а также о мерах ответственности за его несоблюдение.

Государственными инспекторами Управления отобрано и направлено в ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория» 89 контрольных проб для проведения лабораторных испытаний. В результате все пробы соответствовали требованиям стандартов и ГОСТ.

 

Предложения по планированию профилактической работы в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений

1. Повысить качество профилактической работы с контролируемыми лицами входе проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

2. Продолжить работу по информированию контролируемых лиц путём публикации на сайте Управления разъяснительных материалов, касающихся соблюдения обязательных требований, а также выступления на телевидении и радио по разъяснению действующего законодательства в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.

3. Уделить особое внимание проведению профилактической работы, направленной на предупреждение и недопущение нарушений законодательства в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, а именно: профилактическим визитам, консультированию и объявлению предостережения.

С учётом внедрения и исполнения указанных предложений и повышения качества профилактических мероприятий прогнозируется повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц и, как следствие, снижение количества нарушений обязательных требований в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.

 

  1. В сфере федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасностизерна и продуктовпереработки зерна

 

Во исполнение постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна были отменены 15 плановых проверок, начало которых было запланировано с 10.03.2022.

 

Статистическое состояние поднадзорной среды

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в3 квартале 2022 плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в сферефедерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна не проводились.

В рамках контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами проведено 385контрольных (надзорных) мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований при декларировании зерна (мониторинг безопасности), в 312 случаях были выявлены признаки нарушения требований законодательства РФ. О выявленных нарушениях контролируемые лица были уведомлены заказными почтовыми отправлениями.

 

Анализ и оценка ситуации по соблюдению обязательных требований контролируемыми лицами

При надзоре за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» типичным нарушением стало недостоверное декларирование зерна (430 случаев выявления недостоверных деклараций о соответствии в отчетном периоде). В 410 случаях декларации признавались недостоверными по причине использования заявителем результатов исследований, проведенных в фактически несуществующих лабораториях в различных регионах России. На территории Краснодарского края выявлено 5 «фантомных» лабораторий, все они в настоящее время деятельность не осуществляют.

Таким образом, у 410-ти производителей зерно фактически не прошло обязательные процедуры соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС.

В 20 случаях партии зерна были выпущены в обращение с нарушением Правил оформления товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 № 1721.

Тем самым в обращение выпускалась пищевая и кормовая зерновая продукция потенциально опасная для потребителей.

Причиной совершения правонарушений является недостаточное знание контролируемыми лицами обязательных требований в сфере декларирования зерна, непонимание ими того, что именно заявитель декларации по закону несёт всю ответственность за её достоверность.

 

Предложения по планированию профилактической работы в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна

1. Повысить качество профилактической работы с контролируемыми лицами в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

2. Усилить работу по информированию контролируемых лиц путём публикации на сайте Управления разъяснительных материалов, касающихся соблюдения обязательных требований.

3. Уделить особое внимание проведению профилактической работы, направленной на предупреждение и недопущение нарушений законодательства в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна.

С учётом внедрения и исполнения указанных предложений и повышения качества профилактических мероприятий прогнозируется повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов и, как следствие, снижение количества нарушений обязательных требований в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна.

 

  1. В сфере карантинного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации

 

При проведении карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, складах временного хранения и зонах таможенного контроля за 3 квартал 2022 года досмотрено 388,286 тыс. тонн, 1628,336 тыс. штук и 0,085 тыс. куб. м.  импортной подкарантинной продукции.

В целях предотвращения проникновения и распространения на территории Российской Федерации карантинных организмов, которые в состоянии нанести существенный урон сельскохозяйственному производству, грузоотправителям было возвращено 1507,527 тонн подкарантинной продукции зараженной живыми карантинными объектами в 124 случаях, обеззаражено 668,87 тонн в 38 случаях, уничтожено 0,0015 тонн в 1 случае, опломбировано 0,07 тонн в 4 случаях.

За отчетный период сертифицировано 9575,711 тыс. тонн, 3939 тыс. штук подкарантинной продукции и 192,487 тыс. куб. м. лесопродукции, предназначенной для отправки на экспорт.

Установлено 6 правонарушений по ст. 10.2 КоАП РФ «Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)», составлено 12 протоколов.

Анализ структуры проведённых мероприятий показывает, что всего по вышеуказанной статье КоАП РФ вынесено 12 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 33 тыс. рублей. Из них в отношении должностных лиц – 6, юридических лиц – 6.

Установлено 2 правонарушения по ст. ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль)», составлено 4 протокола.

Отделом государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации были проведены анализы результатов контрольных мероприятий в подконтрольной сфере деятельности, которые позволили установить типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении деятельности. Так наиболее частыми видами нарушений являются:

  • отсутствие фитосанитарных сертификатов;
  • нарушение в оформлении фитосанитарных сертификатов;
  • невыполнение в срок законного предписания.

В 3 квартале 2022 года все заинтересованные лица оповещались об основных требованиях нормативно-правовых документов в области карантина растений, а также об основных нарушениях, выявляемых при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Особое внимание уделялось профилактической работе с участниками внешней экономической деятельности по разъяснению действующего законодательства и о мерах ответственности за его несоблюдение.

Результаты проведённых (контрольных) надзорных и профилактических мероприятий характеризуются положительной динамикой в решении основных задач – обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности территории Российской Федерации.

 

  1. В сфере федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств, федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными

 

В 3 квартале 2022 года хозяйствующими субъектами, составляющими подконтрольную сферу, являлись:

  • хозяйствующие субъекты всех форм собственности, занятые содержанием, разведением крупного и мелкого рогатого скота, свиней и птиц;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ветеринарную деятельность и использующие лекарственные препараты для ветеринарного применения;
  • организации, осуществляющие оптовую и розничную реализацию и хранение лекарственных средств для ветеринарного применения;
  • организации, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах.

По результатам анализа 3 квартала 2022 года Управлением в области внутреннего ветеринарного контроля и надзора в отношении хозяйствующих субъектов проведено 18 контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых в 11 случаях выявлены нарушения обязательных требований законодательства РФ в сфере ветеринарии, составлено 9 протоколов об административных правонарушениях, выдано 6 предписаний об устранении нарушений в области ветеринарии. Вынесено 9 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 23 тыс. руб.

Проведено 332 профилактических визита в отношении объектов контроля, приступающих к осуществлению деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. В ходе профилактического визита инспектором осуществляется консультирование контролируемого лица.

Отделом за 3 квартал 2022 года было объявлено 238 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В части лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах:

Специалистами Управления проведено 45 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными отнесенных к высокой категории риска: 4 наблюдения за соблюдением обязательных требований, 41 выездное обследование. По результатам, проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом объявлено 15 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В рамках лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах:

Управлением проведено 9 выездных оценок на соответствие соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах. По результатам 2 выездных оценок соискателям было отказано в предоставлении лицензии в связи с несоответствием лицензионным требованиям.

Так же отделом проведено 12 обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области обращения с животными (получивших лицензию на осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах).

В части обращения лекарственных средств для ветеринарного применения:

В 3 квартале 2022 года отделом в сфере оборота лекарственных препаратов для ветеринарного применения проведено 6 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (выборочный контроль) в отношении 6 контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на территории Краснодарского края. Отобрано 18 образцов лекарственных препаратов для ветеринарного применения, находящихся в обращении на территории Российской Федерации. На основании экспертизы, проведенной испытательным центром ФГБУ «ВГНКИ» выявлено, что 17 образцов лекарственных препаратов соответствуют требованиям нормативной документации фирм-производителей, 1 образец лекарственного препарата не соответствует требованиям. Информация о несоответствии лекарственного препарата направлена хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, для принятия мер в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также размещена на сайте Управления.

Проведено 16 профилактических визитов в отношении объектов государственного контроля, отнесенных к категории значительного риска, а также контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере обращения лекарственных средств (получивших лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, переоформивших лицензии в связи с осуществлением фармацевтической деятельности по адресу, не указанному в лицензии).

В 3 квартале Управлением оказано 11 государственных услуг по лицензированию фармацевтической деятельности, в части обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

По результатам выездной оценки на соответствие соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предоставлено 5 лицензий, отказано в 3 случаях, в связи с несоответствием соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям, выявленным в ходе оценки, внесены изменения в реестр лицензий в 1 случае. Прекращено действие 1 лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на основании заявления хозяйствующего субъекта.

Кроме того, проведена 1 выездная оценка соискателя лицензии на предоставление лицензии на фармацевтическую деятельность для осуществления оптовой торговли, хранения лекарственных средств и розничной торговли, хранения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, а также 4 выездных оценки на соответствие лицензионным требованиям лицензиатов, которые осуществляют деятельность в нескольких регионах, в связи с намерением осуществлять деятельность по адресам, не указанным в лицензии, а также для выполнения работ (услуг), не указанным в лицензии. По результатам оценки сделаны выводы о соответствии 1 соискателя лицензии и 3 лицензиатов лицензионным требованиям, в 1 случае сделаны выводы о несоответствии.

Кроме того, проведено 6 выездных оценок на соответствие лицензионным требованиям лицензиатов, которые осуществляют деятельность в нескольких регионах, в связи с намерением осуществлять деятельность по адресам, не указанным в лицензии. По результатам оценки сделаны выводы о соответствии лицензиатов лицензионным требованиям.

Должностными лицами ветеринарного надзора Управления проводится работа, направленная на профилактику нарушений, путём размещения на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» различной справочной информации в области ветеринарии, в том числе по обороту лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

Отделом внутреннего ветеринарного контроля (надзора) постоянно принимается участие в совещаниях, советах, комиссиях, репортажах на телевидении и других СМИ. В 3 квартале 2022 года специалистами Управления в отдел делопроизводства и связи с общественностью для размещения на сайте Управления передано 146 информаций различной направленности, размещено 62 информации в электронных СМИ.

В рамках эпизоотологического мониторинга в хозяйствах Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Крым и г. Севастополь инспекторами отдела государственного ветеринарного надзора Управления отобрано 13741 проба.

На сайте Управления поддерживается актуальная информация об основных полномочиях Управления в части государственного ветеринарного надзора и о соблюдении обязательных требований законодательства РФ в сфере ветеринарии.

 

Предложения по планированию профилактической работы в области ветеринарного контроля и надзора

1. Продолжить проведение профилактической работы с контролируемыми лицами в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий как наиболее эффективной меры профилактики нарушений обязательных требований на данном этапе.

2. Путем анализа определить перечень наиболее часто задаваемых вопросов в области ветеринарии и разместить его вместе с ответами на вопросы на сайте Управления.

3. Предусмотреть в программе профилактики нарушений обязательных требований в сфере ветеринарного контроля (надзора) применение индивидуальных профилактических мер, способствующих устранению имеющих место причин и условий, послуживших совершению нарушений.

С учётом внедрения и исполнения указанных предложений и повышения качества профилактических мероприятий прогнозируется повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц и, как следствие, снижение количества нарушений обязательных требований в сфере ветеринарного контроля (надзора).

                     

  1. В сфере государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации

 

При проведении пограничного ветеринарного контроля в пунктах пропуска на Государственной границе Российской Федерации при импортно-экспортных операциях в 3 квартале 2022 года было досмотрено всего 213 тыс. тонн (в 3 квартале 2021 года – 111 тыс. тонн).

При импорте в Российскую Федерацию 6 тыс. тонн подконтрольных товаров (в 3 квартале 2021 года – 7 тыс. тонн), при экспорте– 150 тыс. тонн (в 3 квартале 2021 года – 31 тыс. тонн).

При перевозках между странами СНГ проконтролировано 2 тыс. тонн товаров (в 3 квартале 2021 года – 3 тыс. тонн).

При внутрироссийских перевозках в 3 квартале 2022 года было досмотрено всего 57 тыс. тонн (в 3 квартале 2021 года – 70 тыс. тонн).

Проведен ветеринарный контроль в отношении 0,4 тыс. тонн (в 3 квартале 2021 года – 1,5 тыс. тонн) транзитных товаров.

По причине нарушения ветеринарного законодательства РФ и требований Евразийского экономического союза в области ветеринарии приостановлено движение (задержано) 218 тонн (в 3 квартале 2021 года –601 тонна) подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров.

В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации у пассажиров, перевозящих в ручной клади и багаже подконтрольные государственному ветеринарному надзору товары, приостановлено движение 276 кг (в 3 квартале 2021 года – 1325 кг).

Основной импорт идёт из Турции, Перу, Индонезии, Индии, Вьетнама, Египта, а также Малайзии, Китайской Народной Республики.

Экспорт продукции осуществляется:

  • мясо и мясопродукты – в Китайскую Народную Республику, Саудовскую Аравию, Абхазию, Вьетнам, ОАЭ;
  • молоко и молочная продукция – во Вьетнам, Грузию, Южную Осетию, Израиль, Украину, Абхазию, Германию, США, ОАЭ;
  • рыба и морепродукты – в Абхазию;
  • корма и кормовые добавки – в Грузию, Абхазию, Украину, Италию, Испанию, Китайскую Народную Республику, Кипр, Турцию, Грецию, Марокко.

Отделом государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе РФ, были проведены анализы результатов контрольных (надзорных) мероприятий в подконтрольной сфере деятельности, которые позволили установить типичные нарушения, допускаемыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении деятельности.

Основными нарушениями, выявляемыми при экспортно-импортных операциях, являются:

при импорте:

  • производитель или даты выработки, указанные на маркировке, не соответствуют информации, заявленной в ветеринарном сертификате;
  • прибытие товаров по копиям ветеринарных сертификатов, без уведомления компетентного органа страны отправления;

при экспорте:

  • несоответствие дат выработки товаров с датами, указанными в ветеринарных сопроводительных документах;
  • отсутствие информации об использованном сырье, о лабораторных исследованиях у вырабатываемой продукции, в соответствии с требованиями страны-импортера;
  • в ветеринарных свидетельствах отсутствует информация о предназначении для экспорта и выполнении ветеринарных требований страны-импортера;
  • отгрузка или хранение товара на неаттестованных площадках;
  • технические ошибки в оформлении ветеринарных сертификатов;
  • нарушение температурного режима при транспортировке.    

Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с действующим законодательством, основу которого составляют положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Хозяйствующими субъектами, составляющими подконтрольную сферу отдела, являются:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие убой животных, переработку и хранение продукции животного происхождения;
  • участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие экспортно-импортные операции с продуктами животного происхождения.

В 3 квартале 2022 года организовано и проведено 6 плановых и 25 внеплановых проверок (за аналогичный период 2021 года – 133 внеплановых проверки, плановые проверки не проводились).

Уменьшение количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий связано с отсутствием Поручения Правительства РФ о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также со вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», ограничивающим проведение контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году.

По результатам проверок составлено 33 протокола (в 3 квартале 2021 года – 80 протоколов) об административных правонарушениях, выдано 7 предписаний (в 3 квартале 2021 года – 47 предписаний) об устранении нарушений ветеринарного законодательства, вынесено 17 постановления (в 3 квартале 2021 года – 80 постановлений), из них  12  постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 336 тыс. руб. (в 3 квартале 2021 года – 54 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 1021 тыс. руб.),                   5 предупреждений.

Кроме того, в 3 квартале 2022 года проведено 705 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, по результатам объявлено 557 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в 3 квартале 2022 года предостережения по результатам контрольных (надзорных) мероприятий не выдавались).

В рамках проверок выдано 5 предписаний на уничтожение продукции, изъято и уничтожено некачественной и опасной продукции животного происхождения 363,202 кг (в 3 квартале 2021 года – 73 718,4 кг).

Наиболее характерными нарушениями при проведении контрольных (надзорных) мероприятий являются:

  • оборот продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов;
  • нарушение сроков гашения ветеринарных сопроводительных документов при осуществлении подконтрольной деятельности;
  • обнаружение продукции с истекшими сроками годности в холодильной камере готовой продукции;
  • отсутствие маркировки на продукции животного происхождения;
  • нарушение требований Технических регламентов при производстве и реализации мяса и молочной продукции;
  • выявление в продукции животного происхождения запрещенных веществ, компонентов, не указанных в маркировке и не заявленных в декларациях о соответствии: растительных жиров в составе молочных продуктов, крахмала, запрещенных вредных веществ в мясных продуктах (фальсификация животноводческой продукции), лекарственных препаратов в молочных и мясных продуктах, а также выявления по микробиологическим показателям.

Также в рамках полномочий отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации проводится работа по мониторингу безопасности пищевых продуктов.

В 3 квартале 2022 года в ходе реализации плана государственного мониторинга по показателям качества и безопасности подконтрольной животноводческой продукции, производимой и реализуемой на территории подконтрольных субъектов (мясная продукция и мясо, яйцо, молоко и молочные продукты, рыба и корма) в 54 пробах (8%) из 682 отобранных были выявлены нарушения Технических регламентов Таможенного союза, а именно установлено несоответствие жирно-кислотного состава молочной продукции заявленному составу на маркировке; фальсификация заявленного состава мясной и молочной продукции; наличие сорбиновой кислоты, отклонения по микробиологическим показателям (Listeriamonocytogenes),  наличие антибиотиков и других лекарственных препаратов.  За аналогичный период 2021 года было отобрано 1126 проб, из которых в 65 пробах (5,8 %) выявлены несоответствия.

Кроме того, на предмет фальсификации отобрано 130 проб продукции (в 3 квартале 2021 года – 210 проб) животного происхождения (молочная и мясная продукция), по результатам исследований 26 проб (20 %) (в 3 квартале 2021 года – 29 проб) признаны несоответствующими в части фальсификации заявленного состава.

В соответствии с Поручениями Правительства РФ ведется усиление работы по контролю за качеством и безопасностью поднадзорной продукции, поставляемой в учреждения социального назначения на территории 4 субъектов. В рамках данного мероприятия в 3 квартале 2022 года на предприятиях социальной сферы, большую часть из которых составляют организации детского питания и здравоохранения, было отобрано и исследовано 23 пробы подконтрольной продукции (сыр, масло сливочное, молоко, творог, яйца) (в 3 квартале 2021 года – 42 пробы), отклонения от установленных норм требованиям Технических регламентов Таможенного союза выявлены в 6 пробах (в 3 квартале 2021 года – в 7 пробах).

На основании предписаний Управления об отзыве деклараций о соответствии продукции требованиям нормативных документовРосаккредитацией в 3 квартале 2022 года отозвано 2 декларации о соответствии у предприятий-производителей продукции животного происхождения. За аналогичный период 2021 года отозвано 33 декларации.

В части принятия мер реагирования, в связи с действием Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», объявлено 42 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Проведение обследований предприятий-экспортеров на соответствие требованиям стран-импортеров пищевой продукции.

Специалистами Управления проводятся обследования предприятий на соответствие ветеринарно-санитарным требованиям стран-импортеров. Целью указанных мероприятий является обеспечение доступа продукции предприятий на международный рынок. По итогам проведенной работы формируется список хозяйствующих субъектов, рекомендованных для включения в реестр предприятий-экспортеров продукции.

В 3 квартале 2022 года проведено 31 обследование хозяйствующих субъектов (за аналогичный период 2021 года проведено 61 обследование), планирующих осуществление экспорта товаров, на соответствие требованиям законодательства РФ в области ветеринарии, нормам и требованиям ЕАЭС, а также требований, необходимых для осуществления хозяйствующими субъектами экспортных операций в третьи страны.

При проведении обследований осуществляется не только контроль выполнения необходимых требований законодательства, а также даются разъяснения и проводится консультирование представителей предприятий в части требований и норм международного законодательства, консультативная помощь в области сертификации продукции для экспорта по внедрению в производственный процесс эквивалентных мер государственного контроля (надзора).

По результатам обследований большинство предприятий соответствует требованиям законодательства на осуществление заявленного вида деятельности. Составлен 31 акт обследований предприятий (за аналогичный период 2021 года составлено 61 актов обследований), из них 27 положительных и 4 отрицательных акта (о несоответствии требованиям стран-импортерам) (за аналогичный период 2021 года 50 положительных и 11 отрицательных актов положительные), все акты внесены в ГИС «Цербер».

Информация о привлечении к административной ответственности.

Всего отделом в рамках контрольной (надзорной) деятельности вынесено                      18 постановлений (в 3 квартале 2021 года – 258 постановлений) об административных правонарушениях в области ветеринарного надзора по:

  • ч. 1 ст. 10.6. КоАП РФ – 5 постановлений (в 3 квартале 2021 года – 99),
  • ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ – 5 постановления (в 3 квартале 2021 года – 0),
  • ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ – 3 постановления (в 3 квартале 2021 года – 68),
  • ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ – 5 постановлений (в 3 квартале 2021 года – 69).

Из них 12 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 336 тыс. руб. (в 3 квартале 2021 года – 202 постановления на сумму 9336 тыс. руб.).

Значительное уменьшение суммы наложенных штрафов в 3 квартале 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021 года обусловлено тем, что в 2022 году активно ведется работа по проведению профилактических мероприятий согласно Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Положения о Федеральном Государственном ветеринарном контроле (надзоре)»,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1097,  а также в связи с действием Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Анализ причин совершенных правонарушений, прежде всего, говорит о недостаточном знании хозяйствующими субъектами обязательных требований и недостаточной ответственности руководителей предприятий и учреждений перед потребителями продукции, непонимании ими возможных негативных последствий своих противоправных действий. Но также имеет место сознательное пренебрежение нарушителями своих обязанностей по исполнению требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, что подтверждается повторными правонарушениями.

  Неукоснительно соблюдаются требования ст. 2.9 и ст. 4.1.1 КоАП РФ по замене штрафа предупреждением. В 3 квартале 2022 года к субъектам малого и среднего предпринимательства, нарушения которых были выявлены впервые и не влекли возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде и в связи с малозначительностью правонарушений вынесено 6 предупреждений (в 3 квартале 2021 года – 76 предупреждений).

В 3 квартале 2022 года все заинтересованные лица оповещались об основных требованиях нормативно-правовых документов в области ветеринарии, а также об основных нарушениях, выявляемых при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Таким образом, можно отметить, что в 3 квартале 2022 года отделом государственного ветеринарного контроля и надзора Управления работа по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, направленная на проведение профилактических мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства РФ в сфере ветеринарии, а также уровень правовой осведомленности хозяйствующих субъектов о соблюдении обязательных требованиях в сфере ветеринарии, оценивается удовлетворительно.

Кроме того, в отчетном периоде, в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий государственными инспекторами ветеринарного надзора проводилась профилактическая разъяснительная работа, которая особо эффективно влияет на предупреждение нарушений обязательных требований ветеринарного законодательства РФ.

В 3 квартале 2022 года проводились мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а именно:

  • проведено694 профилактических визита;
  • осуществлено2082 консультирования хозяйствующих субъектов по вопросам разъяснения положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора, порядок обжалований действий или бездействий должностных лиц;
  • выдано 3 рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований;
  • объявлено 64 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
  • осуществлено 94 информирования об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора.

Результаты проведённых контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий характеризуются положительной динамикой в решении основных задач – обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации.

 

Предложения по планированию профилактической работы в области ветеринарного надзора

1. Особое внимание уделять профилактической работе с участниками внешней экономической деятельности по разъяснению действующего законодательства и нововведений законодательства и о мерах ответственности за его несоблюдение, в том числе посредством проведения совещаний посредством видео-конференц-связи.

2. Увеличить количество профилактических мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1097 «О федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)» и применять меры профилактики в части объявления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при выявлении нарушений.

  1. В сфере федерального государственного земельного контроля (надзора)

Субъектами контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) являются лица, использующие земли сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», виноградопригодные земли.

Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), по использованию земельных участков установлены статьями ст. 7, ч. 2, 4, 5 ст. 13, абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42, ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ; абз. 1 ст. 25, абз. 1 ст. 29, абз. 1, 3 ст. 29.1, абз. 1, 3 ст. 30, 32 Федерального закона от 10.01.1996 №4 «О мелиорации земель»; ч. 2 ст. 43, абз.1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; абз. 1, 2, 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; ч. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п. 5, 6, 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 «Правила проведения рекультивации и консервации земель»; п. 2, 4, 6, 11, 13, 14 Приказа Минсельхоза России от 30.06.2020 №367 «Правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их содержанию»; абз 1 п. 7 Приказа Минсельхоза России от 31.07.2020 № 438 «Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений»; п. 117 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 «Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21»

Таким образом, все правообладатели указанных земельных участков: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления являются контролируемыми лицами Южного межрегионального Управления Россельхознадзора.

Статистические показатели состояния поднадзорной среды

В сфере федерального государственного земельного контроля (надзора) Южным межрегиональным Управлением Россельхознадзора за 3 квартал 2022 года проведено контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами - 429 выездных обследований и 20 наблюдений за соблюдением обязательных требований. Общая проинспектированная площадь по Краснодарскому краю, Республике Адыгея, Республике Крым и г. Севастополь составила 19101,25 га. За данный период проверок по исполнению ранее выданных предписаний не проводилось.

Выдано 823 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, проведено 53 профилактических визита.

За отчетный период специалистами Управления выявлены несанкционированные свалки (загрязнение земель отходами производства и потребления - 16, отходами животноводства и птицеводства - 6, загрязнение опасными химическими и иными веществами – 11).

Анализ ситуации по соблюдению обязательных требований контролируемыми лицами

В анализируемом периоде наибольшее количество признаков нарушений обязательных требований связано с зарастанием земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью.

Данные нарушения связаны в основном с непроведением мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, неиспользованием земельных участков по назначению, захламлению земельных участков, незаконными размещениями карьеров. Новым направлением работы отдела земельного надзора стали выездные обследования и вынесение предостережений правообладателям земельных участков, не соблюдающих правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их содержанию.

За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Анализ причин выявленных признаков правонарушений говорит, прежде всего, о незнании контролируемыми лицами обязательных требований в сфере земельного законодательства и непонимании ими возможных негативных последствий, таких как административная ответственность.

К сожалению, некоторые землепользователи ещё недостаточно ответственно относятся к использованию земельных участков, считая необязательным использовать земельный участок для сельскохозяйственного использования по целевому назначению, осуществлять на нем сельскохозяйственную деятельность и не допускать деградацию почв.

Основными причинами подавляющей части нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выявляемых Управлением, являются:

  • недостаточные знания правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения обязательных требований, предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации о порядке, способах и ограничениях использования таких земельных участков. Решением данной проблемы является активное проведение работы Управлением по разъяснению обязательных требований в сфере земельного законодательства правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения, путем размещения ответов на поступающие вопросы и разъяснений на сайте Управления, а также получение от должностных лиц территориального Управления консультаций, профилактических визитов, а также размещения статей на сайт Управления и публикации в СМИ.
  • сознательное бездействие правообладателей земельных участков. Правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения помимо прав на такие земельные участки имеют и обязанности по поддержанию их в состоянии пригодном для сельскохозяйственного использования. Главная проблема заключается в том, что многие собственники, а также пользователи земельных участков сельскохозяйственного назначения, не планируют использовать данные земельные участки по целевому назначению. Мер общего информационного характера в данных случаях недостаточно, поэтому при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится индивидуальная профилактическая работа, направленная на выявление и устранение причин нарушений обязательных требований.

 В целом же, как показали результаты контрольных (надзорных) мероприятий, уровень правовой осведомленности поднадзорной среды по соблюдению обязательных требованиях в сфере федерального государственного земельного контроля (надзора) удовлетворительные.

 

  1. В сфере федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами

 

Субъектами контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий при осуществлении Федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами являются лица, ведущие деятельность, связанную с применением пестицидов и агрохимикатов согласно ст. 31 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1067 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами».

Обязательными требованиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами являются: ч. 1, 2 ст. 3, ч. 3 ст. 17, ч. 1, 2 ст. 18, ч. 1, 2, 3 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 20, ч. 1, 2 ст. 21, ч. 1, 2, 3, ст. 22, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от19.07.1997 №  109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимкатами»; ст. 16 Федерального закона от 30.12.2020 № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации»; п. 4, 6, 7, 8, 9, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 раздела 15 (Требования к пестицидам и агрохимикатам) главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) пищевых продуктов (Решение комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»); п. 4, 7 - 9, 12, 18 - 28, абз. 1 п. 29, пункты 32 - 53, 55 - 68, 70 – 83 Технического регламента «Требования к безопасности пестицидов (ядохимикатов)», утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2008 г. № 515 (Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 № 132 «Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза»).

 

Статистические показатели состояния поднадзорной среды

Южное межрегиональное Управление Россельхознадзора проводит контрольные (надзорные) мероприятия на поднадзорной территории Краснодарского края, Республики Адыгея, Республики Крым и г. Севастополя, где сельскохозяйственным производством занимаются лица, которые ведут деятельность, связанную с пестицидами и агрохимикатами.

 

Анализ ситуации по соблюдению обязательных требований контролируемыми лицами

В сфере Федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Южным межрегиональным Управлением Россельхознадзора за 3 квартал 2022 года проверок не проводилось, но осуществлялись  профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия : 30 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); 35 выездных обследований; 53 обязательных профилактических визита в области контроля (надзора) безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; 333 информирования; 946 консультирований; выдано 103 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

 По материалам, полученным из прокуратуры, управлением вынесено 8 постановлений по делам об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа.

В результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявились признаки правонарушений связанные с нарушением регламентов применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которые могут повлечь причинение вреда окружающей среде, административная ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 8.3 КоАП РФ.

Анализ причин совершенных правонарушений говорит, прежде всего, о незнании контролируемыми лицами обязательных требований в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и непонимании ими возможных негативных последствий.

Яндекс.Метрика